Академическому русскому театру — 150

Новости региона

В этом году академический русский театр отмечает 150-летний юбилей. Несколько поколений артистов, тысячи постановок и еще больше любящих и благодарных зрителей. Жизнь в театре не останавливалась никогда. И сегодня он продолжает двигаться вперед, храня традиции, уважая историю…

150 лет назад здесь впервые поднялся занавес. Зритель увидел поэтическую драму «Маскарад» по пьесе Михаила Лермонтова. С тех пор свою историю Русский театр исчисляет громкими премьерами.

Жанна Такоева, старший научный сотрудник Музея театрального искусства РСО-А: «Я уверена, что это закономерно, что театр появился здесь – единственный такого масштаба. Здесь после кавказской войны начали оседать военные, купцы, через Военно-грузинскую дорогу проходили великие личности, это накладывало свой отпечаток. Здесь благодатная почва».

Простоту форм сменила новая эстетика. Свою правду в театральном искусстве ищет великий Вахтангов. От медицины отрекается Михаил Булгаков. Оба гения начинали свой творческий путь во Владикавказе.

Владимир Уваров, народный артист РФ, художественный руководитель Академического русского театра им. Е. Б. Вахтангова: «Это же фантастика работать в театре, где завлитом работал Булгаков, где на сцену выходил Вахтангов и где Коста Хетагуров оформлял спектакли. И театр, имеющий великую историю, – это же не каждый может похвастаться, я счастлив, потому что я сопричастен к такой великой истории».

Театральный локомотив не остановился и в годы войны. Артистам приходилось выступать в разных условиях. Работали на износ, чтобы поддержать боевой дух солдат.

Жанна Такоева, старший научный сотрудник Музея театрального искусства РСО-А: «Только за годы войны артисты дали 1870 спектаклей, они выступали перед частями Красной армии, перед ранеными бойцами. Мужчин в труппе не было, женщины надевали мужские костюмы и играли лучшие патриотические пьесы». 

После войны наступило время триумфа. В репертуаре Русского театра появилось больше спектаклей: «Чайка» Чехова, «Укрощение строптивой» Шекспира, «Фатима» Коста Хетагурова. А спектакль «Лиса и виноград» Фигейреду в постановке Елены Марковой стал украшением Декады осетинской литературы и искусства в Москве. Занавес поднимался девять раз!

Читать так же:  Жители Владикавказа провели флешмоб с требованием вернуть памятник Хетагурову

Эллина Дударенко, Заслуженная артистка РФ, Народная артистка РСО-А: «Я, например, не могу забыть режиссера Цеплохиан, а Рейнгольд, когда я приехала в театр – он считался одним из лучших! А Зарифа Бритаева – это же счастье было поработать с таким режиссером! Тамерьян, с ним пришлось поработать – так и формируется лицо театра».

В театре и сегодня чтут традиции, уважают историю, но не поклоняются пеплу. Музейный академизм не про вахтанговцев. Здесь играют, чтобы жить. Любят искусство в себе, а не себя в искусстве.

Алёна Бондаренко, заслуженная артистка РСО-А: «Был спектакль «Приличные девушки» я упала с пианино и рассекла себе ногу, упала неаккуратно — моя вина, вышла на сцену и не поняла, улыбаюсь, играю роль, а нога болит, и так аккуратно глаза опускаю, а из ноги хлещет кровь фонтанчиком. Моя первая мысль — как некрасиво наверное это смотрится со стороны, ни боли не чувствовала, сцена лечит».

Почтенный возраст встречают особой программой. Спектакль «Полёт» по мотивам одноименного романа Гайто Газданова уже открыл юбилейный год. Впереди еще несколько премьер – символичное возвращение «Маскарада» Лермонтова, «Леший» Чехова. Осенью наша труппа выйдет на подмостки Московского театра имени Евгения Вахтангова.

Оксана Елоева

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

Источник

Оцените статью
Владикавказ-News - новостной портал
Добавить комментарий