В прокуратуре Волгоградской области после задержания Нагавкина во время пикета приняли его жалобу на следствие и пообещали изучить дело перед утверждением обвинительного заключения. Активисту из Калача-на-Дону Игорю Нагавкину предъявлено обвинение в краже, основанное на поддельных документах, заявил его адвокат Юрий Бенгардт.
Как писал «Кавказский узел», в октябре 2016 года эксперт общероссийского движения «За права человека» в Южном федеральном округе Игорь Нагавкин был арестован по подозрению в краже. Правозащитник не признал себя виновным. В ноябре 2018 года он был освобожден, вернулся в родной Калач-на-Дону и вновь занялся правозащитной деятельностью. Сегодня Нагавкин вышел к зданию прокуратуры Волгоградской области на одиночный пикет с требованием проверить обоснованность уголовного преследования. Силовики задержали пикетчика. Нагавкин, которому не позволили пригласить адвоката, считает, что нарушено его право на защиту. Когда активиста отпустили, он возобновил пикет.
Нагавкин обвиняется в краже драгоценностей. По версии следствия, он и «неустановленные лица» вскрыли ломбард, но украсть оттуда ничего не смогли «по не зависящим от них обстоятельствам».
В прокуратуре пообещали изучить дело Нагавкина
По словам Игоря Нагавкина, повторный пикет продолжался час, затем помощник прокурора пригласила его в кабинет. «Она приняла от меня жалобу. Я также попал на прием к начальнику управления по надзору за процессуальной и разыскной деятельностью, он меня выслушал», — сообщил активист.
В пресс-службе областной прокуратуры подтвердили, что выслушали Игоря Нагавкина. «Мужчина является фигурантом уголовного дела, обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 4 статьи 158 УК РФ («Кража в особо крупном размере»), а также в покушении на указанное преступление. Данное уголовное дело находится на завершающей стадии расследования. Полнота, достаточность и законность собранной следствием доказательств базы по данному уголовному делу будет проверена прокуратурой по мере поступления материалов для утверждения обвинительного заключения», — пояснила корреспонденту «Кавказского узла» старший помощник прокурора Волгоградской области Оксана Черединина.
Оперативники, прервавшие сегодня пикет у здания прокуратуры, действовали по поручению следователя, который занимается делом Нагавкина, указал его адвокат Юрий Бенгардт. «Требование было о доставлении обвиняемого для участия в следственных действиях. Формально они таким образом выполняли постановление. В нем было указано, что Нагавкину необходимо явиться в Главное следственное управление в 10 часов, а следственные действия проводились с ним в 9.15, без адвоката. Меня там не дождались», — подчеркнул адвокат.
Игорь Нагавкин заявил, что связывает свое уголовное преследование с правозащитной деятельностью. «Я защищал заключенных, выступал против пыток», — сказал он.
Нагавкин оказывал помощь заключенным и их родственникам, привлекал внимание к пыткам и частой гибели людей в тюрьмах и колониях, боролся с распространением наркотиков. Он, в частности, защищал собственного брата, который оказался в СИЗО по подозрению в сбыте наркотиков. Игорь Нагавкин был членом Общественной наблюдательной комиссии Волгоградской области первого созыва, выступал на московской пресс-конференции по гуманизации ФСИН в 2009 году, говорится в размещенной на «Кавказском узле» биографии Игоря Нагавкина.
Активист напомнил о жестком задержании в 2016 году и пожаловался на то, что из-за уголовного преследования лишился заработка. «Нас положили на землю и заморозили: у одного туберкулез открылся, у меня было обострение синусита. В Московском городском суде нас избили <силовики> перед судебным заседанием. Вся деятельность моя связана с тем, что я должен находиться в Москве, но из-за подписки о невыезде следователь отказывает мне в разрешении на выезд. Возможности для заработка у меня практически нет», — пояснил Нагавкин.
Защита заявила о поддельных документах в материалах дела
Нагавкин пояснил корреспонденту «Кавказского узла», что протестует против нарушений, которые, по его мнению, допущены следствием. Он утверждает, что обвиняется в краже украшений, которые не были указаны в счет-фактуре, имеющейся в материалах дела. «Потерпевшей при закупке предметов выписывают счет-фактуру. В ней отсутствуют предметы, которые она указывает. К примеру, счет-фактура на 10 предметов, а по обвинительному заключению – 11. Откуда взялся 11-й предмет?» — возмутился активист.
Он сообщил, что подал сотруднику прокуратуры, который курирует дело, более 15 жалоб, но все они были перенаправлены следователю.
В свою очередь, следствие считает, что Нагавкин и его адвокаты умышленно затягивают процесс ознакомления с материалами уголовного дела. Это утверждение легло в основу постановления суда Центрального района Волгограда от 25 января. В решении суда, копия которого имеется в распоряжении «Кавказского узла», суд, в соответствии с ходатайством следователя, предписывает Нагавкину завершить ознакомление с материалами дела в течение суток. При этом объем уголовного дела составляет 31 том, а срок предварительного следствия истекает лишь 15 марта.
Следствие тянется уже четыре года и пять месяцев, указал адвокат Нагавкина Юрий Бенгардт. Суд еще 31 августа 2018 года указал на допущенные следствием нарушения и вернул дело в прокуратуру. После этого следствие неоднократно продлевалось, рассказал корреспонденту «Кавказского узла» адвокат.
Он утверждает, что в основу обвинения положены поддельные документы. «А именно: счет-фактуры, товарные накладные, расходные накладные и корешки приходных кассовых ордеров. Из-за длительного срока следствия <следователь> не стал проверять достоверность полученных счет-фактур и товарных накладных, которые положил в основу обвинения, а также не стал сверять указанный похищенный товар со счет-фактурами. Во время ознакомления с материалами уголовного дела мною были обнаружены в томах дела акты ревизии, которые не соответствуют стандартам законодательства РФ и не отображают ход продажи и остатков товара, счет-фактуры и товарные накладные, а также корешки приходных кассовых ордеров», — сказал Юрий Бенгардт.
Адвокат подчеркнул, что эти материалы появились в уголовном деле только в октябре 2020 года, когда им занялся новый следователь. «На данных бухгалтерских документах видно невооруженным взглядом, что подписи и печати различаются, а в некоторых вообще отсутствуют. Потерпевшая заявила о хищении у нее ювелирных изделий, которых у нее не вообще не было, а следовательно, похищены они быть не могли», — заключил адвокат.
Расследование затянулось именно потому, что доказательств вины Нагавкина нет, уверен Юрий Бенгардт. «Это единственная причина, по которой все это до сих пор длится и продлевается без каких-либо мотивов. Один эпизод расследуется с 2013 года. На первоначальных этапах были обыски у Нагавкина. У него были обнаружены ювелирные изделия, которые якобы были похищены. Он утверждает, что они были ему подкинуты. В период совершения преступления Нагавкина в Быково не было. Достоверных доказательств того, что он там был, не существует», — заявил адвокат.
«Кавказский узел» публикует новости о преследовании активистов, журналистов и правозащитников на юге России и в странах Южного Кавказа на странице «Преследование активистов».
Автор: Татьяна Филимонова;
источник: корреспондент «Кавказского узла»