Порицание в адрес Фарниева вошло в противоречие с традициями осетин

Новости региона

Фамильный совет Фарниевых обвинил журналиста Заура Фарниева в нарушении принципов агъдау — неписанного свод этических правил осетин за публикацию новости о ДТП с участием брата главы Северной Осетии. Подобной традиции осуждения у осетин не было, отметили опрошенные «Кавказским узлом» аналитики.

Сообщение об общественном порицании журналисту газеты «Коммерсант» Зауру Фарниеву поступило на sms-сервис «Кавказского узла» 20 декабря.

«В Северной Осетии фамильный совет Фарниевых вынес общественное порицание журналисту газеты «Коммерсант» Зауру Фарниеву. Родственники корреспондента осудили его за то, что он опубликовал информацию о ДТП с участием брата главы республики, в котором погибли четыре человека. Письмо подписали шесть человек», — написал автор сообщения.

Пользователи WhatsApp могут присылать сообщения на номер +49 157 72317856, пользователи Telegram — на тот же номер или писать @Caucasian_Knot.

Заявление, подписанное шестью членами фамилии Фарниевых, было распространено на бланке Северо-Осетинской региональной общественной организации «Фамильный совет Фарниевых «Фарн» с фамильной печатью. Подписанты «обратили внимание» журналиста Фарниева на недопустимость пренебрежения элементарной этикой и принципами агъдау (неписанный свод этических правил). Письмо, судя по опубликованному самим Фарниевым документу, никому не адресовано. При этом Фарниев утверждает в своем Telegram-канале, что о письме узнал из соцсетей.

«Меня пригвоздили к позорному столбу. Оказывается, всей фамилии (нет) стыдно за то, что я писал и распространял информацию о ДТП с участием брата Вячеслава Битарова. Тем более, один из подписантов (возможно, следует читать как «ни один из подписантов». — Уточнение «Кавказского узла» от 09.12 мск 22.12.2020) «не захотел вступать в полемику» и так и не раскрыл тайны, какие именно «высказывания» я допустил», — отметил Фарниев.

ДТП, в котором погибли четыре человека, произошло в Зольском районе Кабардино-Балкарии на 382-м километре автодороги «Кавказ» 12 декабря. За рулем одного из столкнувшихся автомобилей был брат главы Северной Осетии Казбек Битаров, сообщило 14 декабря «Рен ТВ».

Читать так же:  Пользователи соцсети оценили подлинность ролика об отправке чеченцев в Нагорный Карабах

Комментируя ситуацию с Зауром Фарниевым, редактор портала «ОсНова» Руслан Тотров подчеркнул, что подобной традиции осуждений у осетин не существовало ранее.

«У осетин был институты публичного осуждения, функционировавшие в XIX и даже в XX веках. Но это были глубоко традиционные мероприятия, они не превращались в публикацию», — рассказал он 21 декабря корреспонденту «Кавказского узла». По его мнению, письмо — «это, безусловно, желание потрафить самолюбию властей, упакованное в квази-благородную оболочку».

Блогер Алик Пухаев считает, что власти использовали традиционный институт в своих интересах. Говоря о соответствии действий авторов письма против Фарниева агъдау — кодексу чести осетин — Пухаев отметил, что с точки зрения агъдау фамилия может объявить об отказе от человека, если он совершил порочащее ее преступление. «Об этом объявляется публично. И чем публичнее, тем лучше. Однако это не тот случай. Тут нужно понимать, что Заура осудила именно общественная организация Фарниевых. Мне трудно сказать, насколько это организация представляет весь их род», — сказал Пухаев корреспонденту «Кавказского узла».

Руслан Тотров также отметил, что общественная организация, составившая это письмо, просто не может представлять всех, достаточно многочисленных в республике Фарниевых. «Кроме того, даже если Заур вдруг действительно обвинил человека до суда — это абсолютно мелкая провинность на фоне того, за что осетинский кодекс поведения реально предписывал наказывать», — пояснил эксперт.

Агъдау состоит из нескольких компонентов. Это хистариуаг (старшинство), кастариуаг (младшинство), уаздандзинад (благородство, нормы приличия), фсарм (скромность), уаг (пристойность в речи и за столом), нымд (стыдливость), лагдзинад (мужество) и прочие. Одним из пунктов свода является защита основ морали. Эти полномочия мужчина должен был принять на себя добровольно, пишет «Северная Осетия». 

Читать так же:  Активисты ОНФ оценили готовность ФАПов, которые строятся в рамках нацпроектов в Пригородном районе

Фамильные сходы пользовались значительным авторитетом

Старший научный сотрудник отдела этнологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им.В.И.Абаева Тимур Дзеранов сообщил корреспонденту «Кавказского узла», что в прошлом фамильные сходы пользовались значительным авторитетом и могли приговаривать к серьезным наказаниям.

«За наиболее серьезные преступления смогли сбросить с печально знаменитой Скалы позора. За меньшие преступления, к примеру за осквернение сельского колодца, человека могли изгнать из села, прекратив с ним общаться. Некоторые после этого даже специально меняли себе фамилии, чтобы затеряться», — рассказал Дзеранов.

По его словам, помимо наказаний, фамильный сход собирался в случае печальных событий у одного из его членов, например, чтобы поддержать людей, потерявших близких. В постсоветский период, по оценке ученого, фамильные сходы сосредоточились на сохранении веры, восстановлении и поддержании в порядке фамильных святилищ и сохранении традиций.

Аналогичное мнение высказал и ученый, занимающийся изучением осетинской культуры и традиций, который предпочел сохранить анонимность. Он отметил, что ранее у сходов были как функции наказания — например, запрет на общение, именовавшийся «коде» за «недостойное поведение» (при этом о любом наказании полагалось объявить максимально широко), так и религиозные функции — например, организация молений-пиров в случае, если кто-то из членов фамилии увидел сон, сочтенный вещим.

«Сейчас фамильные сходы, в отличие от святилищ, сохранились плохо. Этому мешает нынешняя инфраструктура расселения, когда члены фамилии не живут компактно в селе, небольшом городе или квартале в большом городе, а раскиданы по разным местам», — рассказал ученый корреспонденту «Кавказского узла».

Фамильные сходы у осетин остались в прошлом

Для фамильных сходов очень долгое время «нет социальной основы», заявил корреспонденту «Кавказского узла» директор Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания Руслан Бзаров.

В ноябре 2019 года вице-премьер Северной Осетии Ахсарбек Фадзаев предложил ввести в региональную Конституцию понятие «агъдау», под которым понимается неписаный свод правил поведения осетина. «Если мы имеем государственность, свою Конституцию, то у нас в ней должно быть что-то национальное», — цитирует Фадзаева «ОсНова».

Читать так же:  Чета Есеновых стала победителем всероссийского конкурса «Семья года»

Источник

Оцените статью
Владикавказ-News - новостной портал
Добавить комментарий