#Оркестроваяяма
«За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива – от крестьянина до короля» - пианист Андрей Гаврилов.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор, op. 23.
Чайковский работал над произведением в 1874-1875 годах, стремясь насытить его технически сложными элементами. По собственному признанию, Пётр Ильич буквально принуждал себя придумывать замысловатые фортепианные пассажи. В качестве исполнителя концерта видел своего друга Николая Рубинштейна – одного из выдающихся пианистов эпохи.
На Рождество 1874 г Чайковский продемонстрировал Рубинштейну готовый, но не оркестрованный еще Концерт, и Николай Григорьевич подверг произведение нещадной критике. Для Чайковского с его душевной ранимостью, это было очень тяжело.
Однако, даже после такое критики, композитор решил не менять ничего в своем сочинении.
Следуя традиции концертных симфоний в духе Бетховена, Брамса и Листа, Пётр Ильич подчеркивает в концерте национальный характер. Виртуозные технические аспекты фортепианной партии полностью служат раскрытию глубокого смысла музыки.
Во время гастролей Чайковского по Америке в 1891 году неоднократно звучал Первый концерт. Играли его и под управлением композитора при открытии в Нью-Йорке зала "Карнеги - холл". Популярность этого сочинения проявилась, потому что всевозможные приглашения и приветствия Чайковскому издавались с темами из Первого концерта.
В настоящее время Первый концерт Чайковского - одно из самых репертуарных его произведений.