Осетия глазами советских художников. МАМИСОНСКИЙ ПЕРЕВАЛ
Через Главный Кавказский хребет есть немного горных проходов. Один из них лежит на высоте почти 3 км через Мамисонский перевал, который издавна привлекал путешественников, исследователей и творческих людей.
Поэтесса Ольга БЕРГГОЛЬЦ написала в 1938 г. одно из лучших своих стихотворений:
На Мамисонском перевале
остановились мы на час.
Снега бессмертные сияли,
короной окружая нас…
Красивая горная панорама из-под «бессмертных снегов» вдохновляла и советских художников.
Заслуженный работник культуры РСФСР Валериан ИЛЮШИН (1888-1979) в 1928 г. создал выразительный рисунок «Мамисонский перевал» (бумага, акварель, белила, карндаш). Работа хранится Курганском областном художественном музее им. Г.А. Травникова.
Годом позже датируется акварель Н.Д. ЩЕЛКУНОВА из серии «Горные пейзажи Осетии». Она называется «Козы-хох. Мамисонский перевал, южная сторона» и находится в коллекции Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.
Есть и исторические картины, связанные с Мамисоном.
Профессор живописи и заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил ПЛАТУНОВ (1887-1972) создал в 1938 г. две работы, посвященные броску в феврале 1921 г. красноармейцев через Кавказский хребет на помощь восставшим трудящимся Южной Осетии.
Первая – «С.М. Киров подготавливает переход Красной Армии через Мамисонский перевал» (бумага, черная акварель, белила).
Вторая – живописное полотно «Переход Красной Армии через Мамисонский перевал» (холст, масло).