80 лет Победы.Горный орел над северным небом
Никто из родных не мог и подумать, что мальчик, родившийся в 1916 году высоко в горах Южной Осетии, в удаленном от главных дорог селении Дзомаг, станет летчиком. Но юный горец с детства грезил небом, наблюдая за полетами могучих птиц.
Когда семья, спасаясь от геноцида, развязанного грузинскими националистами, перебралась в 1920-м в Северную Осетию и обосновалась в основанном переселенцами селе Ногир, Ефим ДЖИКАЕВ остался верен своей мечте. Он подрос, поступил во Владикавказе на рабфак пединститута, записался в местный аэроклуб. Там впервые и сел за штурвал учебного самолета.
Окончив аэроклуб с отличием, Джикаев поступил в летную школу. И в ней также был в числе лучших. После выпуска получил назначение в Крым.
«Летать – какое это счастье», – писал Ефим своему брату в Ногир.
Великая Отечественная война застала летчика-истребителя уже на севере, в заполярном Мурманске. Командир эскадрильи морской авиации Северного флота с первых дней участвовал в боевых действиях, набираясь опыта, демонстрируя и дисциплину, и отвагу. Об этом свидетельствует то, что уже 16 сентября 1941 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования, проявленные при этом мужество и доблесть Ефим Джикаев был награжден орденом Красного Знамени.
О его героизме в ноябре 1941-го написала «Социалистическая Осетия», отметив, что лейтенант из Ногира «беззаветно предан Родине».
12 мая 1942 г. Джикаев со своей эскадрильей вступил в свой последний бой с вражескими «Мессершмиттами» и «Хенкелями». Две его атаки оказались результативными. А когда он развернулся для третьего захода, его «ЯК» оказался подбит и запылал.
Летчик пытался вернуться к своим, но совсем немного не дотянул до аэродрома. Окровавленного Ефима из горящей машины вынес его друг, Дмитрий Реутов, подоспевший к месту аварийного приземления. Но спасти жизнь героя было уже невозможно…