
Что не так с поездами в Узбекистане: жара, туалеты и дух СССР без кондиционеров.
Три дня в поезде. Звучит романтично, если не уточнять: это Узбекистан, жара под 45, и вагон из времён, когда кондиционер считался роскошью, а не насущной потребностью. Нет, это не рассказ о выживании, хотя поначалу может показаться именно так.
Один российский турист — обычный пассажир, не диванный критик — решил прокатиться по стране на поезде местной компании «УТИ». Не на «Афросиабе», где стекла тонированы, кресла мягкие, а проводницы улыбаются. А на том самом, классическом плацкарте, в духе позднего СССР, где краска обновлена, а вот техническая начинка осталась где-то в прошлом веке.
Первое, что бросается в глаза — точнее, чувствуется каждой клеткой кожи — это отсутствие кондиционера. Его просто нет. А за окном не просто тепло — там климат, при котором даже тараканам жарко. Окна открываются, да, но ветерок слабый, и поезд то и дело стоит. А в этот момент вагон превращается в раскалённую жестяную коробку. С людьми. Много людей.
Следующее открытие — туалет. Тот самый, который закрывают на каждой станции. И в санитарной зоне. На 56 человек — одна кабинка, и та с характерным душком. Так что нужно не просто ждать, а выжидать. В буквальном смысле. Душа, как можно догадаться, в поезде тоже не предусмотрено. Ни намёка. Хочешь помыться — импровизируй.
Собственно, так и вышло. Во время одной из длинных остановок в Ургенче путешественнику повезло — рядом оказалась гостиница, где разрешили воспользоваться душем. Просто так, без денег. Можно сказать, душ в пустыне. Почти в буквальном смысле.
И всё это — без преувеличения — только усиливает уважение к местным, которые ездят в этих условиях не раз в жизни ради экзотики, а постоянно. Поездка, конечно, запоминается. Но не как «три дня отдыха», а как своеобразная проверка на прочность.
Поездки в Узбекистане — это, скорее, культурный опыт, чем комфорт. И если решитесь — стоит заранее понимать, куда и с чем едете.
Так что, если кажется, что российский плацкарт — это тяжело, просто вспомните: у него хотя бы есть кондиционер. И туалет, который не закрывают на каждом повороте.
...