В Грузии приветствовали объединение Осетии
Ровно лет назад едва не получило развитие импульсивное предложение о создании единой Осетии, которое могло иметь далеко идущие последствия.
15 июля 1925 г. в Тифлисе на вечернем заседании ЦИК Грузии секретарь Северо-Осетинского областного комитета партии тов. Такоев выступил с внеочередным сообщением. Он предложил объединить Северо-Осетинскую и Юго-Осетинскую автономные области в одну автономную республику с… вхождением ее в состав Грузии.
Первоначально такой вариант был одобрен тогдашними партийно-советскими структурами Северной и Южной Осетии, а после этого – и Северного Кавказа. Хотя никаких веских аргументов приведено не было.
Нельзя же считать таковым последовавший с трибуны пассаж гостя из Владикавказа.
«Необходимо отметить, что тяготение к Грузии обеих областей объясняется целом рядом обстоятельств, жизненно диктующих объединение именно в составе ССР Грузии», – с удовольствием цитировала его «Заря Востока».
Такоев, как и практически все тогдашние осетинские руководители, не имел серьезного политического опыта, способности предвидеть развитие событий и даже простого чувства опасности. Поэтому его предложение в Тифлисе восприняли едва ли не с восторгом.
«Сессия ЦИК приняла резолюцию, приветствующую стремление к объединению Северной и Южной Осетии в одну общую республику, и присоединилась к резолюциям северо-кавказского исполкома, ЦИКов Северной и Южной Осетии по вопросу о вхождении объединенной Осетии в состав советской Грузии», – писали «Известия».
К счастью, чутье было у Сталина. Он никак не подгонял решение вопроса, а потом, поразмыслив, полностью сменил вектор. И вскоре «переобувшийся» Такоев уже обосновывал объединение Осетии в составе РСФСР. Однако категорически против был тов. Орджоникидзе. И, надо же, как раз его имя вскоре было навязано городу на Тереке…