Каждый из нас сталкивался с тем, что техника начинает подводить в самый неподходящий момент. Например, экран смартфона начинает моргать, а батарея разряжается стремительными темпами. Но особенно обидно, когда это происходит аккурат через неделю после завершения гарантии. Случайность или, может быть, интересная бизнес-стратегия?
Запланированное устаревание: что это такое?
Запланированное устаревание — это реальная практика, при которой устройства разрабатываются с учетом их преднамеренного выхода из строя через определенное время. Со временем техника может не просто устаревать, но и становиться менее функциональной. Это может проявляться через три главных типа:
- Физическое устаревание: техника просто ломается, как в случае с пластиковыми деталями, которые заменяются на более надежные металлические, но стоят дороже.
- Моральное устаревание: ваш гаджет все еще работает, но на рынке появляются новинки, которые заставляют вас чувствовать себя устаревшим.
- Программное устаревание: обновления программного обеспечения могут существенно замедлить работу устройства, что ведет к необходимости его замены.
Зачем компании на это идут?
Зачем же производителям идти на подобные жертвы? Ответ прост и, к сожалению, горький: ради прибыли. Каждая компания хочет, чтобы потребители регулярно возвращались за новыми покупками. Редко кто из нас покупает устройство, которое прослужит ему более десяти лет. В конце концов, если компания продаст вам стиральную машину, которая проработает 25 лет, она потеряет клиента на четверть века.
Законность и пути решения
Интересно, что в большинстве случаев компаниям практически ничего не мешает создавать технику с ограниченным сроком службы. Главное — не вводить в заблуждение своих покупателей. В Европе начали серьёзно вникать в эту проблему: во Франции, например, уже существует закон, запрещающий запланированное устаревание как форму обмана потребителей. Однако это лишь капля в море.
Но не всё так безнадежно. Появляются инициативы за право на ремонт, и всё больше людей выбирают надежные устройства, а не новейшие гаджеты. Малые компании, которые делают ставку на долговечность, начинают набирать популярность, что подчеркивает изменение в сознании потребителей.