Утилизационный сбор: как новые правила меняют автомобильный рынок

Утилизационный сбор: как новые правила меняют автомобильный рынок

С 1 мая 2025 года в России вступили в силу кардинальные изменения в отношении утилизационного сбора, что всколыхнуло мир автолюбителей и дилеров. Теперь этот сбор не просто формальность, а настоящая головная боль для всех, кто планировал покупку автомобиля, особенно из-за границы.

Новая формула: что изменилось?

Ранее утилизационный сбор определялся на основе объема двигателя и возраста авто. Теперь схема упростилась — расчет ведется в зависимости от средней рыночной стоимости аналогичных автомобилей в России. Это новшество оказалось весьма проблематичным, так как прозрачной базы для проверки цен нет. Оценка становится субъективной и может варьироваться в зависимости от множества факторов: от региона до популярности модели на рынке. Например, приобретение Toyota Prius 2019 года обернется небывалыми затратами — утильсбор может достигать 350–400 тысяч рублей, тогда как раньше он составлял лишь 88 тысяч.

Кому это грозит больше всего?

Новые правила ударили по всем сегментам. Особенно тяжелые последствия будут для электромобилей и премиум-класса. Ранее ожидаемый всплеск интереса к экологичным автомобилям оказался под угрозой: сбор на электрокары рассчитывается так же, как и для традиционных машин. Например, за Tesla Model 3 потребуется заплатить дополнительно 500 тысяч рублей только за утилизационный сбор.

Что касается автомобилей класса премиум, такие как BMW X5 или Mercedes-Benz GLC, стоимость утильсбора может превышать 700–800 тысяч рублей. Один из клиентов пытался пригнать Audi Q7 за 3,8 миллиона рублей, но столкнулся с утильсбором в 1,2 миллиона — сделка не состоялась.

Что делать дилерам и покупателям?

Дилеры теперь находятся в непростой ситуации. Им приходится пересматривать прайсы и сокращать модельный ряд, особенно в сегменте моделей с максимальной комплектацией. Это приводит к резкому росту цен на новые автомобили, ведь даже базовые модели становятся дороже. Игроки на рынке пересчитывают бюджеты, многие компании останавливают свою деятельность или снижают объемы ввоза автомобилей.

В результате ощущается заметное влияние на вторичный рынок. Цены на редкие автомобили, уже находящиеся в стране, стремительно растут в крупных городах. Дефицит, образовавшийся из-за новых правил, только усугубляет ситуацию.

В настоящее время опытные покупатели вынуждены вести тщательные подсчеты и оценивать полную стоимость автомобиля, включая утилизационный сбор — это не просто дополнительная сумма, а важная часть общего бюджета. Нельзя игнорировать, что покупка за границей теперь — это, прежде всего, источник неожиданных затрат и сложностей.

Источник: PRO АВТО