«Чермен не позволял себе унижаться ни перед кем»
Под занавес года во Владикавказе в музее им. Туганова открылась выставка народного художника Северной ОсетииХаджумара САБАНОВА (1929-2016). На ней представлены живописные произведения и резьба по дереву.
Есть работы, которые не вошли в экспозицию. Ведь они находятся в различных музеях России, что необычно для художника без профессионального образования, но ожидаемо для такого таланта, каким являлся Сабанов.
Уроженец сел. Нар горной Дигории в советское время произвел настоящий фурор, когда первые работы художника-самоучки были выставлены в столице республики. Увидев их, патриарх осетинского изобразительного искусства, ныне академик РАХ Шалва Бедоев, до сих пор вспоминает, как был просто ошеломлен.
Но главное признание к Сабанову пришло в Москве. В 1985 году там проходила Всесоюзная выставка самодеятельных художников. Именно самородка из сел. Октябрьское Пригородного района Северной Осетии выделил журнал с многомиллионным тиражом «Огонёк» (№36, 1985), опубликовав одну из его картин – «Загон» (см. фото).
Это полотно тут же купили, и сегодня оно украшает собрание Ливадийского дворца-музея в Республике Крым.
После московской выставки у Сабанова приобрел три картины и Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Среди них – одна из ранних работ «Чермен», очень мощное, полное экспрессии историческое полотно.
«Я изобразил его распахивающим помещичью землю, несмотря на предостережения таких же, как он, бедняков. Чермен же был и сильным, и смелым, он не позволял себе унижаться ни перед кем», – рассказывал мне в 2009 г. в день своего 80-летия историю создания этого произведения сам автор.
И просветил, как в Осетии появился еще один Нар.
«Наши предки жили на родине Коста – в ауле Нар Алагирского ущелья. Оттуда переселились в селение Унал, славившееся своими грушами. Там за селом поляна до сих пор называется «поляной Сабановых». И только потом переселились в Дигорское ущелье, где образовалось село, которое и назвали Нар», – поведал Хаджумар Тазеевич.
Игорь ДЗАНТИЕВ
ОСЕТИЯ: время и мы











































